Сам термин «великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19
в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный
торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую
эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и
социально-экономических систем.
Хотя
единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в
конце 2 в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше.
Согласно
данным современной археологии, с 3 тыс. до н.э. функционировал «лазуритовый
путь», по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий
Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень
дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и
Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца 2 тыс. до н.э. начал работать
«нефритовый путь» – торговля самоцветами из Центральной Азии (из района
Куньлунь на территории современного китайского Синьцзян-Уйгурского района) по
восточному пути, в обмен на шелк из Китая.
В середине 1 тыс. до н.э.
эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в
Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского
шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и
народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга.
В формировании Великого
шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл
древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 до н.э. он отправился с опасной
дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать
союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на
империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней
Азии – в Согдиане и Бактрии (на территориях современного Узбекистана,
Таджикистана и Афганистана). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются
китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели
представления. Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору
доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.
Хотя Чжан Цянь не смог добиться от контролировавших
Бактрию юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, собранные им сведения были
признаны исключительно важными. В 123–119 до н.э. китайские войска
самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад.
Именно с конца 2 в. до н.э. можно говорить о функционировании Великого
шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации
Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система
караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет – много дольше, чем
другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь «из варяг в
греки»).
Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две
основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на
Ближний Восток и Северную Индию;
– северная дорога – от севера Китая через Памир и
Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.
Между южной и северной
дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением
времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше
ответвлений. Часть 1, продолжение следует... PS...
ПРАЗДНИКИ 21 ВЕКА, КОТОРЫЕ ПРОПУСТИТЬ НЕЛЬЗЯ !
Заявки на участиe в празднике
БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ПРОЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ...